Узнала вчера, что один российский производитель косметики использует молодые рога оленей в своём производстве. А на днях, когда искали мышей на продажу, в очередной раз напомнила себе, что мышат выращивают в основном на корм.

В такие моменты с одной стороны начинаешь понимать веганов. Потому что внутри всё сжимается от тоски. А с другой стороны я осознаю, что это бесполезное сотрясание воздуха. Если бы я сейчас неожиданно стала веганом, то ничего не изменилось бы. Я бы как не покупала косметику, так и продолжала бы не покупать. А оленей как забивали раньше, так и продолжали бы забивать, потому что это источник еды и других ценных ресурсов, тем более единственный для некоторых людей. Наверное, в этом случае выигрывают только активисты, которые занимаются этим постоянно и углублённо, это их работа, и они коммуницируют непосредственно на уровне общества. От того, что Вася Пупкин вдруг перестанет есть мясо или мазать на лицо омолаживающий крем, не изменится ровным счётом ничего, потому что это мясо и крем всё равно будут произведены. Вася ограничит себя и будет купаться в лучах своего морального удовлетворения и чистоты совести. Но это изменит что-либо только для самого Васи, для его сознания. Для друзей Вася будет просто странным типом. Или же надоедливым ублюдком, если он начнёт продвигать свою идеологию. И пока Вася верит, что одна капля в море что-то решает, и постепенно общество придёт к поголовному веганству, производители продолжают своё дело и в ус не дуют. Потому что у них потребитель будет всегда, если не ради мяса, то ради меха, а если не ради меха, то ради рогов. Всегда будет определённая прослойка общества, которой важнее собственное благо и комфорт, нежели жизнь и страдания другого живого существа. И их нельзя за это винить, потому что это естественно. Я никогда не откажусь от мяса, потому что мне не жалко коров. Если бы я росла на ферме и бегала по полям, резвясь и хохоча в компании какого-то телёнка, я бы не смогла воспринимать его как еду. Но невозможно проявлять сострадание ко всем, кто не присутствует в твоей жизни. Если бы моё выживание зависело от того, что каждый день будет умирать рандомный незнакомый мне человек, я бы не стала жертвовать собой. Потому что я не герой, и мы не в кино. Мы хотим, чтобы было тепло и сыто, а по возможности ещё и весело и вкусно. А кто-то хочет, чтобы было красиво. Я не особо жалую индустрию красоты, так как там слишком много лишнего, без чего миру было бы лучше. Но для кого-то это важно также сильно, как для меня — вкусно поесть. Очень хочется верить, что однажды мир найдёт достойные альтернативы, которые себе сможет позволить каждый. Например, как сейчас люди стали носить эко-кожу и меньше стали носить натуральный мех, ничего не поменялось, всем красиво и тепло, а для природы ущерба гораздо меньше. Но такой роскоши в пищевом плане мы себе пока позволить не можем, и вряд ли сможем в ближайшие годы. Поэтому приходится все эти чудовищные процессы понимать и принимать.

А такие вещи, как выращивание мышат для змей — это вообще естественно (если закрыть глаза на изначальный факт одомашнивания змеи). И понятно, что в природе бы змея так же ела этих мышек.

Только вот всё равно не становится легче. Хочется приехать, забрать коробку с ними и уехать в закат.