Сегодня узнала о введенном Ю.М. Лотманом литературно-историческом, а так же психологическом типе "декабрист". В качестве ярчайшего примера Лотман приводит кого бы вы думали? Чацкого. Эту теорию поддержала так же и Э.Л. Финк. На руках текста не имею, поэтому буду рассказывать по памяти, не конкретизируя в дальнейшем авторство (но статья написана Финк, и она только ссылается на Лотмана)
Декабрист представляется отражением идеологии, не принимающей какой-либо двусмысленности (на которой, кстати, и "держится" инфраструктура в доме Фамусова). Декабрист говорит четко, громко и открыто, называя вещи своими именами и тем самым выбиваясь из принятых социальных рамок. Но Чацкий представляется не просто беспардонным вольнодумцем, а скорее неким лучом света в мире, полном мракобесия, в стремительно развивающейся "казарменной России". Автор, несмотря на то, что воплотил в Александре Андреевиче свою вечно подавляемую внутреннюю оппозицию против властей и общества, тонко иронизирует над Чацким, заложив в его идеи крупицы наивности и некоего донжуанства, рыцарства (последнее мы наблюдаем в решении героя "вовремя помолчать" по просьбе любимой девушки, но неспособности воплотить сие на практике).
Так вот, к чему это я. Меня просто крайне поразило это внедрение исторически-политического термина в литературу и психологию. Казалось, до этого мог додуматься каждый, но почему-то не додумался, а теперь эта идея лежит на всеобщем обозрении, и это вызывает лично у меня просто дичайший восторг.
Ну это если очень вкратце.